Ступичный подшипник – это подшипник, на котором крутится колесо. Благодаря этой детали колесо вращается вокруг своей оси плавно, равномерно и стабильно. Не стоит думать, что подшипник ступицы появился только с первым автомобилем, история его началась гораздо раньше.

Немного из истории телеги

Колеса древней телеги были сплошными, и представляли собой плоскую круглую деревяшку, сколоченную из нескольких частей. За две тысячи лет до н.э. родилась ступица со спицами, для изготовления которой уже требовались более технологичные инструменты. И вот здесь появляются вопросы – как древний житель Земли мог это сделать, ведь все найденное археологами говорит о высокой точности изготовления?! Попутно возникает второй вопрос – в разные исторические эпохи обнаруживаются то колеса со спицами, то опять сплошные. Зачем, спрашивается, технический прогресс откатывался назад?

Ступичное колесо красиво описал Гомер в поэме «Илиада», расписывая внешний вид колесницы (учитывая, что по преданию он был слепым, всплывает и третий вопрос, не имеющий ответа):

«… Геба ж с боков колесницы набросила гнутые круги
Медных колёс восьмиспичных, ходящих по оси железной.
Ободы их – золотые, нетленные, сверху которых
плотные медные шины наложены, диво для взора!
Окаймлены серебром по обоим бокам их ступицы…»

Как видим, ступица была уже при древних римлянах. Мало того, для уменьшения трения изнутри посадочное отверстие ступицы обивали скользкой медью или бронзой. Примерно таким же образом впоследствии делали колеса для карет. Вот вам и подшипник скольжения в ступице. На Руси даже была поговорка: «Завязнуть по самую ступицу».

Ступичные подшипники для автомобиля

Традиционно различают два вида ступичных подшипников – цилиндрические шариковые (роликовые) и конические роликовые радиально-упорные. Главная разница в обслуживании. Конические можно регулировать при появлении люфта, что не является абсолютным плюсом – кому охота постоянно ездить в сервис, как это происходило с первыми «Шевроле-Нива», владельцам которых частенько приходилось покупать подшипник передней ступицы. Здесь все зависит от конструкции подшипника и качества сборки. Так владельцы старых Мерседесов 124 даже не знают, какой подшипник сидит в колесе. С середины ХХ века однорядные подшипники постепенно вытеснены более современными 2-х рядными конструкциями.

Вторая волна технического прогресса в области ступичных подшипников принесла нам подшипники, устанавливаемые в сборе со ступицей. Это более дорогое, но удобное удовольствие, которое избавляет от необходимости выпрессовывать подшипник и регулировать вновь установленный. На ступичный узел ставится и многополюсное магнитное кольцо механизма ABS.

Подшипник может выйти из строя, и даст об этом знать несильным гулом или нагревом диска. С каждым днем эксплуатации звук усиливается. Может появиться вибрация при движении. Самая большая опасность, если он, в конце концов, заклинит на быстром ходу. Нельзя ни в коем случае доводить ситуацию до такого состояния, лучше при первых признаках купить ступичный подшипник. Замена подшипника ступицы причиняет массу хлопот и чревата последствиями некачественной работы, если ее делает неквалифицированный механик. Поменять ступичный узел дорого, но более надежно.

В любом случае это проблема, вероятность которой можно снизить, если иметь представление о причинах поломки ступичного подшипника:

  • Езда с высокой скоростью по плохим дорогам и ямам. Особенно если автомобиль тяжело нагружен.
  • Перегрев подшипника из-за заклинившего суппорта.
  • Утрата смазки подшипника.
  • Некорректная затяжка и запрессовка.
  • Перегруз автомобиля сверх нормы, прописанной в руководстве по эксплуатации.

Если у вас появилась потребность купить подшипник ступицы в Петербурге или другом регионе, компания «СПЕЦЗИП» придет на помощь. Мы работаем с производителями из всех стран мира и доставим продукцию в любой уголок России.